Заключение
по результатам экспертизы
серии книжных изданий – продукции Литературно-издательского центра «Лоция»
(ИП Овчинникова Тамара Валентиновна)
(г. Архангельск, Архангельская область)

 

Дата и время проведения экспертизы: 1.10.2019 - 31.10.2019.

Место проведения экспертизы: г. Архангельск.

Основание экспертизы: договор на оказание экспертных услуг от 1 октября 2019 года по проведению экспертизы продукции Литературно-издательского центра «Лоция» (по запросу директора-редактора Овчинниковой Т.В.) с целью определения соответствия основным требованиям образовательных программ системы профессионального и дополнительного образования, требованиям законодательства РФ, соответствия миссии высшей школы, воспитания патриотических ценностей, любви к родному краю, уважения к людям Севера.

Сведения об эксперте: Третьякова Ольга Владимировна, образование высшее; квалификация: журналист; доктор политических наук, доцент; стаж работы 39 лет.

 

Характеристики объекта: Материал для проведения экспертного исследования представляет собой серию печатных изданий, состоящую из книг «Очерки о краеведах» (три выпуска), «Очерки о людях», «Очерки о писателях и поэтах Архангельской области», «Очерки: из прошлого – в будущее», «Талантливые люди».

Указанные издания подготовлены в рамках проекта «Очерки о людях, внесших значительный вклад в историю и развитие Архангельской области». Автор проекта: Овчинникова Тамара Валентиновна, ст. преподаватель кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова, главный редактор литературно-издательского центра «Лоция», член правления Центра социальных технологий «Гарант», член Союза журналистов РФ.

Авторский коллектив — студенты кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Проект «Очерки о людях, внесших значительный вклад в историю и развитие Архангельской области» осуществлялся как практическая часть учебного курса «Основы издательского дела». Преподаватель - Овчинникова Тамара Валентиновна, ст. преподаватель кафедры журналистики, рекламы и связей с общественностью Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Дисциплина «Основы издательского дела» входит в учебный план направления подготовки 42.03.02 Журналистика, реализуемый кафедрой журналистики, рекламы и связей с общественностью Высшей школы социально-гуманитарных наук и международной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова). Начиная с 2012 года группа студентов третьего курса во время занятий на практике изучала азы профессии редактора, корректора, книжного дизайнера.

Издания представлены на экспертизу в печатном и электронном виде (размещены в свободном доступе на сайте Литературно-издательского центра «Лоция»). Печатные издания представляют собой книги формата 60х90/8(16) объемом от 55 до 85 страниц. Содержат текстовый и иллюстративно-графический материал, характер иллюстрирования: цветное иллюстрированное издание. Тираж каждого издания 100 экземпляров.

Адресат – неопределенный круг лиц. Преимущественная ориентированность издания (целевая аудитория) – люди старше 18 лет, представители разных социальных слоев и образовательного уровня, интересующиеся событиями общественно-политической, экономической жизни и культурной жизни Русского Севера, проживающие на территории Архангельской области.

Вопросы, поставленные перед экспертом:

  1. Соответствует ли содержание представленных на экспертизу изданий основным требованиям образовательных программ системы профессионального и дополнительного образования?
  2. Способствуют ли эти издания воспитанию патриотизма, любви к родному краю, уважения к людям Севера?
  3. Соответствуют ли издания требованиям законодательства в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в области защиты персональных данных и авторского права?

 

Нормативные правовые акты и литература, использованные при проведении экспертизы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
  2. Федеральный закон "О персональных данных" от 27.07.2006 (ФЗ № 152-ФЗ);
  3. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (ФЗ № 436-ФЗ);
  4. Приказ Минкомсвязи России от 29.08.2012 № 217 «Об утверждении порядка проведения экспертизы информационной продукции в целях обеспечения информационной безопасности детей»;
  5. Адамьянц Т. З. Концепции понимания в коммуникации: в поисках платформы для взаимопонимания // Общественные науки и современность. 2014. №4. С. 121-131; Адамьянц Т.З. Социоментальные группы в социальном познании с. 117-128 // Социологические исследования. 2015. №7.
  6. Адамьянц Т.З. Социальная коммуникация. М.: Издательство «Дрофа», 2009.
  7. Социолингвистика: учебник / В.И. Беликов; Л.П.Крысин. - Москва: Российский гос. гуманит. ун-т, 2001.

 

Мотивационно-целевой анализ текстов

 «Очерки о краеведах». С 2012 по 2015 год вышло 3 выпуска издания очерков о людях, которые занимаются историко-архивными исследованиями и бережно сохраняют историю северного края. Второй выпуск посвящен краеведам, членам и друзьям добровольного культурно-просветительного общества «Норд», которые не одно десятилетие занимаются изучением истории русского севера. Студентами направления подготовки «журналистика» написано 46 интервью и очерков об историках, архивистах, краеведах Архангельска и области.

Основные тезисы:

«Кто помнит историю – тот знает все»,

«Я очень привязан к архангельску, люблю его всем сердцем»,

«Заполярье – судьба моя»,

«Влюбленный в север»,

«Его работам присущи лучшие черты русской исторической школы»,

«Исследование, поиск, познание – самое увлекательное для меня»,

«Без краеведения жизни не мыслю»,

«Краеведом не рождаются, краеведом становятся»,

«Богатство краеведа»,

«Краеведы не должны забывать, что они работают для народа»,

«Я, скорее, северовед, чем краевед»,

«Общество краеведов-писателей»,

«Я в музее с утра до ночи...»,

«История богата не фактами, а людьми»,

«Меня всегда интересовали воспоминания людей»,

«Любовь начинается с природы»,

«Краевед по призванию»,

«Развивать регион нужно громкими именами».

Иллюстрации: фотографии интервьюентов и героев очерков.

 

«Очерки о людях». В 2016 году в вышла книга, посвящённая людям, работающим в некоммерческих организациях области, а также являющихся волонтерами и благотворителями. В ней содержатся истории людей, оказавшихся в  трудной жизненной ситуации: кто-то, будучи инвалидом, не сломался и не опустил руки, а продолжает радоваться жизни и трудиться; кто-то воспитывает ребенка-инвалида и показывает пример такой самоотверженности; кто-то возглавляет общественные организации, решающие проблемы лиц с ограниченными возможностями здоровья и так далее. Всего опубликовано 14 очерков.

Основные тезисы:

«Рисовать, чтобы (вы)жить»,

«Никто не застрахован»,

«В поисках гармонии, в поисках себя»,

«Главное – захотеть!»,

«Если б снова начать – выбрала снова бы эти неспокойные хлопоты»,

«Просто все надо делать с любовью»,

«Ребенок без почерка»,

«Робин Гуд в юбке, или На страже униженных и оскорбленных»,

«Очень не люблю, когда меня начинают жалеть»,

«Мне радостно, что я могу им чем-то помочь»,

«История маленькой семьи и большого дела»,

 «Организация выживает за счет энтузиазма, волонтеров и веры в лучшее»,

«Я хочу быть полезной обществу»,

«На таких должностях вообще должны быть фанатики своего дела»,

«Творчество доступно каждому».

Иллюстрации: фотографии героев очерков.

 

«Литературное имя Поморья: очерки о писателях и поэтах Архангельской области». Книга вышла в 2017 году, в год 80-летнего юбилея Архангельской области. В ней 80 имен литераторов, внесших значительный вклад в культурное наследие края, но зачастую давно забытых. Основу сборника представляют материалы Литературной карты Архангельской области Архангельской областной научной библиотеки имени Н.А. Добролюбова. Сборник можно использовать как справочно-информационное издание, адресованное не только студентам и школьникам, но и всем, кто интересуется культурой и литературой северного края.

Иллюстрации: фотографии литераторов Поморья.

 

«Очерки: из прошлого – в будущее». Сборник вышел в 2017 году, его идея подсказана книгой «В 2017 году...», выпущенной Агентством печати «Новости» в 1967 году в Москве. Студенты-авторы очерков, прочитав репортажи, очерки и заметки о будущем, которым грезили люди в XX веке, анализируют нынешнюю ситуацию в мире – насколько приблизились люди в своих мечтах к реалиям века нынешнего. И пытаются угадать будущее через 50 лет – в 2067 году.

Основные тезисы:

«В 1960-е годы люди не могли себе представить многие вещи: интернет, телефон, умные дома, высокоскоростные автомобили»,

«Любой, у кого есть телефон с камерой и доступ в интернет, может снять «фильм» и выложить его на youtube»,

«Будет создан некий новый вид искусства - существования, когда каждый человек станет творцом своего мира»,

«Материк бесценных сокровищ и бесчисленных страданий»,

«Истории – вот, что нужно людям во все времена»,

«Необычный шорох листков – это и есть доказательство того, что газета жива, она никуда не ушла из нашей жизни»,

«Пресса стала более массовой и менее качественной»,

«Дезинформация и желтая пресса – вот главные наши враги»,

«Робот принимает и моментально транслирует новость в различных форматах: говорит, подражая радио, показывает, играя телевизор, печатает, соответствуя газете»,

 «Редактор перестанет быть единственным «мудрым», и читатель совершит мощный прорыв в сферу информационной службы»,

«Интернет-журналистика вытеснила привычные журналистские платформы»,

«Мы надеемся, что через 50 лет ученые создадут автомат по расшифровке записей с диктофона»,

«На сегодняшний день главная проблема, над которой бьются местные власти – СПИД»,

 «Последние несколько лет массовый спорт стремительно набирает обороты в своем развитии, а здоровый внешний вид становится модой»,

«В век технологий появился совершенно новый вид – киберспорт»,

«По словам специалистов, в ближайшем будущем нам будут доступны мозговые имплантаты»,

«Раньше были болезни, бедность, угнетение, зато теперь вылезает пресыщение информацией, и в то же время мозг для этого мал»,

«В наше время ещё пишут письма»,

«Объединение стран в космической сфере – только это поможет нам познать тайны вселенной»,

«Уровень довольства повысился, а счастье столь же редко».

Иллюстраций нет.

 

 «Талантливые люди». Сборник интервью и очерков издан в 2019 году и посвящён людям, для которых творчество является смыслом жизни. Это музыканты, художники, поэты и писатели, мастерицы вязания и плетения, мастера резьбы по кости... Невозможно найти ответ на вопрос, как стать творческим человеком, но можно проследить путь человека, который пришел к тому, что стал заниматься любимым делом. И его увлечение, его творчество оценили и другие люди.

Основные тезисы:

«Человек обязан заниматься тем, что ему нравится»,

«Плетение – это как болезнь»,

«О неофолке и чувствах»,

«Я больше не могу играть в этой рок-группе!»,

«Фотография как образ жизни»,

«Куклы – это мои дети»,

«Человек, заболевший творчеством»,

«Поэзия моей души»,

«Творчество – это такая вещь, которая возникает всему вопреки»,

«Её совы разлетелись по всему миру»,

«Самое интересное можно найти на антресоли»,

«Я вкладываю в каждую свою работу душу, по-другому никак»,

«Я нашла себя в рукоделии»,

«Козули сами нашли меня»,

«Холст и банки»,

«Идущий правильной дорогой»,

«Творчество – это разновидность магии»

Иллюстрации: фотографии героев и их работ.

 

Интенция книг (зачем, с какой целью издана серия печатных изданий):

В основе авторской интенциональности лежит желание поделиться с читателями найденной информацией, приобретенными знаниями. Помочь читателям полюбить родной край, испытать уважение и гордость за его людей, познакомить с земляками, не столько известными, сколько замечательными своими талантами, душевной щедростью, любовью к людям.

 

В отношении содержания представленных материалов можно сделать следующие заключения:

В книгах отсутствуют признаки нарушения законодательство о персональных данных и права граждан на частную жизнь: все герои очерков и тем более интервью были проинформированы о том, что материалы собираются для обнародования.

В соответствии со ст.5 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности, пропагандирующая нетрадиционные сексуальные отношения и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера;

8) о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Информации, запрещенной для распространения среди детей, в содержании серии печатных изданий не обнаружено. Признаков нарушения авторских прав также не имеется: при цитировании чужих произведений в текстах даются сноски, в том числе на сайты сети Интернет.

В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы следующие универсальные и профессиональные компетенции: УК-1 - способен осуществлять систематизированные поиск, сбор, анализ и синтез необходимой информации для решения поставленных задач; УК-2 - способен участвовать в разработке
и реализации проектов; УК-3 - способен генерировать идеи, превращая их в новые продукты, услуги, исследования или разработки, принимая риски и демонстрируя личностные качества, необходимые для реализации проекта и УК-4 - способен осуществлять социальное взаимодействие, реализовывать свою роль в команде; ПК-2 - способен анализировать, оценивать и редактировать медиатексты, приводить их в соответствие с нормами, стандартами, форматами, стилями, технологическими требованиями, принятыми в СМИ разных типов; ПК-3 - способен разрабатывать локальный авторский медиапроект, участвовать в разработке, анализе и коррекции концепции СМИ; ПК-5 - способен к сотрудничеству с представителями различных сегментов общества, умеет работать с авторами и редакционной почтой (традиционной и электронной), организовывать интерактивное общение с аудиторией, используя социальные сети и другие современные медийные средства; ПК-7 - способен участвовать в производственном процессе выхода печатного издания, теле-, радиопрограммы, мультимедийного материала в соответствии с современными технологическими требованиями.

Практическая работа по дисциплине «Основы издательского дела» - подготовка серии печатных изданий силами студентов, безусловно, способствует формированию указанных универсальных и профессиональных компетенций будущих журналистов.

 

В отношении оформления представленных изданий можно сделать следующие замечания:

В целом потребительские свойства изданий отличаются хорошим качеством, эстетичностью и цветовыми решениями обложки, формат изданий создает удобство работы с книгой. Однако иллюстрации изданий недостаточно разнообразны,
 в некоторых выпусках они отсутствуют.

Серия подготовленных студентами изданий не имеет постоянного элемента в заголовочной части (название проекта «Очерки о людях, внесших значительный вклад в историю и развитие Архангельской области»).

 

Ответы на поставленные вопросы

Опираясь на результаты проведенного исследования, эксперт
Третьякова О.В. следующим образом отвечает на поставленные перед ней вопросы:

Вопрос № 1.  Соответствует ли содержание представленных на экспертизу изданий основным требованиям образовательных программ системы профессионального и дополнительного образования?

Ответ: Содержание представленных на экспертизу изданий основным требованиям образовательных программ системы профессионального и дополнительного образования соответствует.

Вопрос № 2. Способствуют ли эти издания воспитанию патриотизма, любви к родному краю, уважения к людям Севера?

Ответ: Издания в полной мере способствуют воспитанию патриотизма, любви к родному краю, глубокого уважения к землякам.

Вопрос № 3. Соответствуют ли издания требованиям законодательства в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в области защиты персональных данных и авторского права?

Ответ: Содержание представленных на экспертизу изданий соответствует требованиям законодательства в области защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в области защиты персональных данных и авторского права.

 

Выводы:

Исследование представленного материала показало следующее:

Содержание серии печатных изданий «Очерки о людях, внесших значительный вклад в историю и развитие Архангельской области» – продукции Литературно-издательского центра «Лоция» - не противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству. Данные книги способствуют формированию у обучающихся гражданской общероссийской идентичности, ценностных ориентиров социальной солидарности и согласия, безопасности, свободы и ответственности, патриотизма, уважения к людям и душевной щедрости.